Приключенческая гонка – соревнование на природном рельефе с использованием нескольких видов передвижения, ориентированием на местности и преодолением различных естественных и искусственных препятствий.

В приключенческих гонках (ПГ) принимал участие в 2011 «Щучин» и в 2012 «9 кругов Полесья». В последующие годы на ПГ иногда посматривал, но то у меня, то у друзей выбраться не получалось, а со временем перестали и обсуждать участие в ПГ.

В 2020 зарегистрировался в одиночном классе в ПГ Travers Adventure Race с различными видами активностей (велосипед, бег, сплав на камере, ориентирование на местности) – «Соло ПРО-12».

Сплав на ПГ Travers Adventure Race 2020
Сплав на камере. Фото – Alex Gorbatsevich

ПГ в итоге в итоге заняла ~ 11 часов за которые проехал, пробежал, прошёл 8 этапов и 95,06 км:

  1. Велоориентирование (часть 1) ~ 30 км;
  2. треккинг-квест ~ 6,8 км;
  3. велолегенда ~ 17,4 км;
  4. велоориентирование (Литовский лес) ~ 4,8 км;
  5. велоориентирование (часть 2) ~ 18,7 км;
  6. бег и сплав на камере ~ 6 км (4 + ~2);
  7. технический этап (пройти по верёвке) ~ 5 мин;
  8. велоориентирование (часть 3) ~ 12,2 км.

Travers Adventure Race 2020

В положении ПГ старт для «Соло ПРО-12» был заявлен на промежуток времени 10:30 – 12:30. На странице гонки для меня было указано время 10:03. В итоге несмотря на то, что по пути на ПГ перечитал положение окончательно с процедурой получения стартового пакета разбирался на месте.

В 10:03 отдал в руки организатора расписку об ответственности, получил чип электронной отметки, забрал стартовый пакет (карта, легенда).

Место получения стартовых пакетов
Место получения стартовых пакетов. Фото – @rubasha_yaru

Нашёл место, в котором оставил вещи, питание, воду на хранение. Подсказали, что ошибся с пониманием схемы гонки, а именно – возвращение между этапами велоориентирования, трекинга и велолегендой в базовый лагерь (БЛ) схемой не предусмотрено.

Схема дистанции «Соло ПРО-12»
Схема дистанции «Соло ПРО-12»

В 10.30 отметился у станции электронной отметки и стал разбираться с тем, что делать дальше. Сплав для меня первым этапом быть не мог, т.к. своего спасательного жилета не было. Пройти его в середине гонки тоже не вариант, решение – успеть вернуться в БЛ к времени закрытия сплава (19:00), а пока — велоориентирование.


Велоориентирование (часть 1)

Планирование

Смотрю на основную карту, вижу кружки и цифры (КП). Нахожу обозначенный треугольником БЛ – тут я. В какую сторону ехать? Похоже, что КП пронумерованы в соответствии с рекомендуемой последовательностью прохождения.

Основная карта ПГ Travers Adventure Race 2020
Основная карта ПГ Travers Adventure Race 2020

Рекомендуемая последовательность мне не подходит, план сформировал такой – сплав между 18.00 и 19.00 (закончить до 20.30), финишировать до 22.30, КП правее от БЛ (31, 32, 33, 34, 61, 63) оставить на промежуток времени после сплава и технического этапа.

Ориентирование

В ориентировании с использованием только карт слаб и поэтому для того чтобы «не потеряться» использую Garmin GPSMAP 62s.

GPS-навигатор Garmin GPSmap 62S
GPS-навигатор Garmin GPSmap 62S

Старт ПГ

Поехал в сторону КП 35 (дерево у пересечения каналов). В соответствии с легендой КП стоит у пересечения двух каналов.

1-ый лист легенды
1-ый лист легенды
2-ой лист легенды
2-ой лист легенды

Приехал на место. Смотрю на карту, легенду, местность, понимаю, что указано не моё пересечение каналов. В кружке даже есть точка которая очевидно конкретизирует место расположения КП. Иду к КП вместе с ещё двумя участниками.

"Дорога" к КП 35
«Дорога» к КП 35

Снимаю кроссовки, иду босиком. В итоге на поиск и взятие первого КП потрачено 17 минут. Долго. 

Двигаюсь к КП 37 (под мостом). КП 36 (дерево на берегу канала у бобровой платины) решаю пропустить. Нужный мост отмечен лентой, спустился, отметился. Быстро.

КП 37. Мост
КП 37. Мост

КП 38 (дерево на краю кладбища. На высоте 5 метров) в соответствии с легендой находится на высоте в 5 метров. Построил маршрут в навигаторе. Поехал. На месте разочарование – высоко лезть не надо, вообще подниматься никуда не надо.

КП 38. Дерево на краю кладбища
КП 38. Дерево на краю кладбища

КП 39 (руины ДОТа первой мировой войны. На дне воронки). Расположена в заманчивой близости (по прямой линии) от КП 38, отделена небольшой речкой. С одной стороны, хочется поехать напрямик, с другой стороны опыт говорит, что если на карте OSM нет ни мостика, ни тропинки, то лучше объехать. Так и сделал. На объезд потрачено – 22 минуты.

КП 39. Руины ДОТа первой мировой войны
КП 39. Руины ДОТа первой мировой войны

Из отчёта Марии Полиной и Виктории Костиной (рекомендую) узнал, что реку можно было перейти, а потом идти (не ехать) по звериной тропе. Потратили девушки на срезке не менее 50 минут.

Переход через реку "Щара
Переход через реку «Щара»

КП 41 (Бункер).  Быстрый перегон от 39 КП. В бункере темно, без фонарика найти станцию электронной отметки не смог. Отметился, сфотографировался.

Дорога к КП 41. Бункер
Дорога к КП 41. Бункер
Селфи на бункере
Селфи на бункере
Финишная прямая 1 этапа
Финишная прямая 1 этапа. Фото – Aliaksei Tomashau

Итого за этап собрано 5 КП – 35, 37,38,39,41, время на этап – 2:14:31, трек.


Трекинг-квест

Рядом с КП 41 находится ПС2. К моменту приезда на ПС2 уже не помнил, что здесь меня ждёт. Как и все попадающие сюда участники поставил в сторонке велосипед, взял карту и задание.

Карта трекинг-квеста
Карта трекинг-квеста
Задача к трекинг-квесту
Задача к трекинг-квесту

Понял, что нужна ручка. В положении об этом было написано, вспоминал об этом на старте и сейчас. Решил вместо записей делать фотографии. Ещё через ~10 минут понял, что рюкзак и шлем стоило оставить на ПС2.

На этапе всего 7 КП, стоя возле одной само КП 3K увидел только благодаря тому, что рядом пробежали другие участники. Следующее КП 4K достаточно долго искал – не нашёл, долго ходил вокруг 1К – нашёл и решил с этим этапом завязывать.

КП 3K
КП 3K

КП 1K
КП 1K

Времени мало, впереди ещё много КП, на сплав успеть хочется.

По факту оказалось, что для решения квеста необязательно было найти все КП. Правильная тактика — решать квест по ходу нахождения КП.

Фото ответов 2 этапа
Фото ответов 2 этапа

Решение квеста
Решение квеста

Несмотря на то, что в положении говорилось о том, что на ПС и БЛ воды для участников не будет, на ПС2 она была. И это было очень кстати, заполнил все ёмкости и вперёд на следующий этап.

График температуры во время гонки (с внешнего датчика Garmin Tempe)
График температуры во время гонки (с внешнего датчика Garmin Tempe)

Итого за этап собрано 2 КП – 3K, 1K (в зачёт не идут), время на этап – 1:10:54, трек.


Велолегенда

К моменту старта этого этапа основную легенду потерял, сфотографировал её у одного из участников (на всякий случай).

Велолегенда
Велолегенда. Фото – Alex Gorbatsevich

Новая распечатка, описано места старта, расстояние и направление движения на перекрёстках.

Велолегенда (часть 1)
Велолегенда (часть 1)
Велолегенда (часть 3)
Велолегенда (часть 3)
Велолегенда (часть 2)
Велолегенда (часть 2)
Велолегенда (часть 4)
Велолегенда (часть 4)

В процессе движения отмечаюсь на КП 42, 43, 44. Один поворот был пропущен, ещё раз сомнение в правильности поворота возникло перед окончанием велолегенды, но возвращавшийся назад участник с предполагаемого правого поворота его развеял.

Последнее КП 45 (105 метров к северу по руслу, дерево) нашёл только потому, что на месте было около 10 участников, вытоптаны тропинки.

КП 45 где-то на дереве в этих кустах.
КП 45 где-то на дереве в этих кустах. Фото – Aliaksei Tomashau
КП 45. Дерево
КП 45. Дерево

Расстояние на навигаторе и в описании к этапу в следствии того, что брал навигатор с собой при отметке на КП не сходилось. Проезжая очередной перекрёсток сразу прикидывал сколько км на навигаторе должно быть на следующей развилке.

Итого за этап собрано 4 КП – 42, 43, 44, 45, время на этап – 1:19:02, трек.


Велоориентирование (литовский лес)

Этап начал проходить в ~15:40. Решил брать КП в соответствии с последовательностью, предложенной организаторами.

Карта КП для этапа "Литовский лес"
Карта КП для этапа «Литовский лес»

Двинул в сторону КП 46.

КП 46. Кривая сосна на краю леса
КП 46. Кривая сосна на краю леса

По дороге к КП 47 встретил команду, порекомендовавшую взять КП пройдя до неё пешком, т.к. сами по пути к ней сломали один велосипед (описано в отчёте – Виты Кукобниковой).

КП 47. Квартальный столб на пересечении просек
КП 47. Квартальный столб на пересечении просек

К КП 48 поехал кратчайшей дорогой, много крапивы. Был в 16:30. На этот момент в этом лесу осталось 9 КП, за пределами леса – 10 КП, сплав и технический этап.

Решил на этом этап закончить и ехать в сторона БЛ, по пути взять КП 59 и 60, пройти сплав, технический этап, и потом собрать расположенные недалеко от БЛ КП.

Итого за этап собрано 3 КП – 46, 47, 48. Время на этап – 0:45:30, трек.


Велоориентирование (часть 2)

На КП 59 (угол леса, дерево) не нашёл станции отметки, сфоткался. К КП 60 (поваленное дерево через канал) дорога оказалась интересной.

Дорога к КП 60
Дорога к КП 60

КП 60
КП 60

Здесь перелил остатки воды из гидропака в бутылочку и направился в БЛ.

Итого за этап собрано 2 КП – 59, 60 (59 не засчитано). Время на этап – 1:49:12, трек.


Бег и сплав на камере

Приехал в БЛ, выбросил накопившейся мусор, побежал в сторону ПС1. Побежал длинной «дорогой», тот ещё ориентировщик.

На ПС1 нашёл оставленный для меня жилет, выбрал камеру, получил весло (двойное) и отправился собирать КП 71, 72, 73.

Сплав на камере
Сплав на камере. Фото – Alex Gorbatsevich

Вначале эффективнее было «бежать» отталкиваясь от дна, потом плыл лёжа на камере. После КП 71 отправился в сторону КП 72, видел его, но под раскаты грома и вспышки молнии отправился на финиш решив, что на этот раз хватит.

Итого за этап собрано 1 КП – 71. Время на этап – 1:40:25, трек.


Технический этап

Опыта работы с верёвками нет никакого. Оказалось, для «Соло ПРО-12» этап ничего сложного не представляет, отлично справляются и дети.

Технический этап.
Технический этап. Фото – @rubasha_yaru

Время прохождения – не более 5 минут.


Велоориентирование (часть 3)

После технического этапа отметился в БЛ. Текущее время – 20:07:18. Переоделся во всё сухое и отправился в сторону КП34 (дерево на краю леса).

Найти его не удалось. В соответствии с легендой КП находится на высоте 5 метром, но в легенду не смотрел.

Подход к КП 34
Подход к КП 34

Дерево на краю леса
Дерево на краю леса.

Пошёл сильный дождь, решил больше КП не искать, поехал в БЛ.

Дорога в сторону БЛ
Дорога в сторону БЛ

В БЛ не отмечался, сдал чип волонтёру. ПГ для меня закончилась.

Итого за этап собрано 0 КП. Время на этап – 1:05:34, трек.


Итого

Сводка по времени нахождения на этапе, расстоянии, потраченном времени, количестве КП, финальный трек.

ЭтапРасстояние, кмВремя на этап, мин.Количество КП, шт.
1. велоориентирование (часть 1)302:14:315
2. треккинг-квест6,81:10:542
3. велолегенда17,41:19:024
4. велоориентирование (Литовский лес)4,80:45:303
5. велоориентирование (часть 2)18,71:49:122
6. бег и сплав на камере61:40:251
7. технический этап0:05:00
8. велоориентирование (часть 3)12,21:05:340

На ПГ провёл 10:59:40 (~ 50 минут потрачено на переупаковки рюкзаков, планирование, переодевание), собрал 17 КП. Немного. То, что хотел получил – опыт.

Результат ПГ Travers Adventure Race 2020
Результат ПГ Travers Adventure Race 2020

Заметки для себя на будущее:

  • перед стартом в основной карте отметить точки, которых нет в легенде;
  • сфотографировать карту, легенду (на случай потери);
  • запомнить «стоимость» КП, последовательность этапов;
  • защитным кремом обрабатывать не только лицо и руки, но и ноги;
  • не забывать ручку и (или) карандаш;
  • в населённых пунктах пополнять запасы воды;
  • трек на этап строить на смартфоне (на всю ПГ нет смысла), потом сбрасывать в навигатор;
  • если трек строить в навигаторе, то проверять установленный профиль;
  • удобнее при переносе мест с карты в навигатор зафиксировать расположение севера в навигаторе;
  • на этапах, предусматривающих переход с велосипеда на бег вещи оставлять на ПС, брать с собой только самое необходимое (ручка, вода, питание, карты, навигатор);
  • брать с собой съемный держатель заднего переключателя скоростей (петух) и выжимку цепи;
  • приезжать на место старта c палаткой (лучше электричкой) за ранее (лучше накануне вечера/ночи);
  • брать с собой несколько комплектов одежды, обуви (рюкзак для дороги к старту ~ 50 л.);
  • 12 часов ПГ мало, по возможности ориентироваться на 24 (отдыхать так отдыхать);
  • быть готовым на дистанции к мощному дождю (брать с собой лёгкий тент);
  • после финиша домой лучше не торопиться, в идеале сон и питание в БЛ.

Спасибо организаторам, волонтёрам и спонсору ПГ (туристический магазин – travers.by) за запоминающуюся и атмосферную ПГ.

Спасибо за Travers Adventure Race 2020
Спасибо за Travers Adventure Race 2020

P.S. Ещё отчёты – Полина Мария и Костина Виктория (ВЕЛО-20), Сыроваткин Максим (СОЛО-ПРО-12), Логвинович Витольд (СОЛО-ВЕЛО-6), Медведев Кирилл (ЛПРО-12), Вита Кукобникова (ЛВЕЛО-6), Пухаева Светлана (ЛТРЕК-12), Лагутко Антонина (ЛПРО-12), Дешко Екатерина (ПРО-24).

P.P.S. Фото – Горбацевич Александр, Томашёв Алексей, Карачун Дмитрий, Павел Куск, Малиновский Дмитрий.