Приключенческая гонка – соревнование на природном рельефе с использованием нескольких видов передвижения, ориентированием на местности и преодолением различных естественных и искусственных препятствий.
В приключенческих гонках (ПГ) принимал участие в 2011 «Щучин» и в 2012 «9 кругов Полесья». В последующие годы на ПГ иногда посматривал, но то у меня, то у друзей выбраться не получалось, а со временем перестали и обсуждать участие в ПГ.
В 2020 зарегистрировался в одиночном классе в ПГ Travers Adventure Race с различными видами активностей (велосипед, бег, сплав на камере, ориентирование на местности) – «Соло ПРО-12».
ПГ в итоге в итоге заняла ~ 11 часов за которые проехал, пробежал, прошёл 8 этапов и 95,06 км:
- Велоориентирование (часть 1) ~ 30 км;
- треккинг-квест ~ 6,8 км;
- велолегенда ~ 17,4 км;
- велоориентирование (Литовский лес) ~ 4,8 км;
- велоориентирование (часть 2) ~ 18,7 км;
- бег и сплав на камере ~ 6 км (4 + ~2);
- технический этап (пройти по верёвке) ~ 5 мин;
- велоориентирование (часть 3) ~ 12,2 км.
Travers Adventure Race 2020
В положении ПГ старт для «Соло ПРО-12» был заявлен на промежуток времени 10:30 – 12:30. На странице гонки для меня было указано время 10:03. В итоге несмотря на то, что по пути на ПГ перечитал положение окончательно с процедурой получения стартового пакета разбирался на месте.
В 10:03 отдал в руки организатора расписку об ответственности, получил чип электронной отметки, забрал стартовый пакет (карта, легенда).
Нашёл место, в котором оставил вещи, питание, воду на хранение. Подсказали, что ошибся с пониманием схемы гонки, а именно – возвращение между этапами велоориентирования, трекинга и велолегендой в базовый лагерь (БЛ) схемой не предусмотрено.
В 10.30 отметился у станции электронной отметки и стал разбираться с тем, что делать дальше. Сплав для меня первым этапом быть не мог, т.к. своего спасательного жилета не было. Пройти его в середине гонки тоже не вариант, решение – успеть вернуться в БЛ к времени закрытия сплава (19:00), а пока — велоориентирование.
Велоориентирование (часть 1)
Планирование
Смотрю на основную карту, вижу кружки и цифры (КП). Нахожу обозначенный треугольником БЛ – тут я. В какую сторону ехать? Похоже, что КП пронумерованы в соответствии с рекомендуемой последовательностью прохождения.
Рекомендуемая последовательность мне не подходит, план сформировал такой – сплав между 18.00 и 19.00 (закончить до 20.30), финишировать до 22.30, КП правее от БЛ (31, 32, 33, 34, 61, 63) оставить на промежуток времени после сплава и технического этапа.
Ориентирование
В ориентировании с использованием только карт слаб и поэтому для того чтобы «не потеряться» использую Garmin GPSMAP 62s.
Старт ПГ
Поехал в сторону КП 35 (дерево у пересечения каналов). В соответствии с легендой КП стоит у пересечения двух каналов.
Приехал на место. Смотрю на карту, легенду, местность, понимаю, что указано не моё пересечение каналов. В кружке даже есть точка которая очевидно конкретизирует место расположения КП. Иду к КП вместе с ещё двумя участниками.
Снимаю кроссовки, иду босиком. В итоге на поиск и взятие первого КП потрачено 17 минут. Долго.
Двигаюсь к КП 37 (под мостом). КП 36 (дерево на берегу канала у бобровой платины) решаю пропустить. Нужный мост отмечен лентой, спустился, отметился. Быстро.
КП 38 (дерево на краю кладбища. На высоте 5 метров) в соответствии с легендой находится на высоте в 5 метров. Построил маршрут в навигаторе. Поехал. На месте разочарование – высоко лезть не надо, вообще подниматься никуда не надо.
КП 39 (руины ДОТа первой мировой войны. На дне воронки). Расположена в заманчивой близости (по прямой линии) от КП 38, отделена небольшой речкой. С одной стороны, хочется поехать напрямик, с другой стороны опыт говорит, что если на карте OSM нет ни мостика, ни тропинки, то лучше объехать. Так и сделал. На объезд потрачено – 22 минуты.
Из отчёта Марии Полиной и Виктории Костиной (рекомендую) узнал, что реку можно было перейти, а потом идти (не ехать) по звериной тропе. Потратили девушки на срезке не менее 50 минут.
КП 41 (Бункер). Быстрый перегон от 39 КП. В бункере темно, без фонарика найти станцию электронной отметки не смог. Отметился, сфотографировался.
Итого за этап собрано 5 КП – 35, 37,38,39,41, время на этап – 2:14:31, трек.
Трекинг-квест
Рядом с КП 41 находится ПС2. К моменту приезда на ПС2 уже не помнил, что здесь меня ждёт. Как и все попадающие сюда участники поставил в сторонке велосипед, взял карту и задание.
Понял, что нужна ручка. В положении об этом было написано, вспоминал об этом на старте и сейчас. Решил вместо записей делать фотографии. Ещё через ~10 минут понял, что рюкзак и шлем стоило оставить на ПС2.
На этапе всего 7 КП, стоя возле одной само КП 3K увидел только благодаря тому, что рядом пробежали другие участники. Следующее КП 4K достаточно долго искал – не нашёл, долго ходил вокруг 1К – нашёл и решил с этим этапом завязывать.
Времени мало, впереди ещё много КП, на сплав успеть хочется.
По факту оказалось, что для решения квеста необязательно было найти все КП. Правильная тактика — решать квест по ходу нахождения КП.
Несмотря на то, что в положении говорилось о том, что на ПС и БЛ воды для участников не будет, на ПС2 она была. И это было очень кстати, заполнил все ёмкости и вперёд на следующий этап.
Итого за этап собрано 2 КП – 3K, 1K (в зачёт не идут), время на этап – 1:10:54, трек.
Велолегенда
К моменту старта этого этапа основную легенду потерял, сфотографировал её у одного из участников (на всякий случай).
Новая распечатка, описано места старта, расстояние и направление движения на перекрёстках.
В процессе движения отмечаюсь на КП 42, 43, 44. Один поворот был пропущен, ещё раз сомнение в правильности поворота возникло перед окончанием велолегенды, но возвращавшийся назад участник с предполагаемого правого поворота его развеял.
Последнее КП 45 (105 метров к северу по руслу, дерево) нашёл только потому, что на месте было около 10 участников, вытоптаны тропинки.
Расстояние на навигаторе и в описании к этапу в следствии того, что брал навигатор с собой при отметке на КП не сходилось. Проезжая очередной перекрёсток сразу прикидывал сколько км на навигаторе должно быть на следующей развилке.
Итого за этап собрано 4 КП – 42, 43, 44, 45, время на этап – 1:19:02, трек.
Велоориентирование (литовский лес)
Этап начал проходить в ~15:40. Решил брать КП в соответствии с последовательностью, предложенной организаторами.
Двинул в сторону КП 46.
По дороге к КП 47 встретил команду, порекомендовавшую взять КП пройдя до неё пешком, т.к. сами по пути к ней сломали один велосипед (описано в отчёте – Виты Кукобниковой).
К КП 48 поехал кратчайшей дорогой, много крапивы. Был в 16:30. На этот момент в этом лесу осталось 9 КП, за пределами леса – 10 КП, сплав и технический этап.
Решил на этом этап закончить и ехать в сторона БЛ, по пути взять КП 59 и 60, пройти сплав, технический этап, и потом собрать расположенные недалеко от БЛ КП.
Итого за этап собрано 3 КП – 46, 47, 48. Время на этап – 0:45:30, трек.
Велоориентирование (часть 2)
На КП 59 (угол леса, дерево) не нашёл станции отметки, сфоткался. К КП 60 (поваленное дерево через канал) дорога оказалась интересной.
Здесь перелил остатки воды из гидропака в бутылочку и направился в БЛ.
Итого за этап собрано 2 КП – 59, 60 (59 не засчитано). Время на этап – 1:49:12, трек.
Бег и сплав на камере
Приехал в БЛ, выбросил накопившейся мусор, побежал в сторону ПС1. Побежал длинной «дорогой», тот ещё ориентировщик.
На ПС1 нашёл оставленный для меня жилет, выбрал камеру, получил весло (двойное) и отправился собирать КП 71, 72, 73.
Вначале эффективнее было «бежать» отталкиваясь от дна, потом плыл лёжа на камере. После КП 71 отправился в сторону КП 72, видел его, но под раскаты грома и вспышки молнии отправился на финиш решив, что на этот раз хватит.
Итого за этап собрано 1 КП – 71. Время на этап – 1:40:25, трек.
Технический этап
Опыта работы с верёвками нет никакого. Оказалось, для «Соло ПРО-12» этап ничего сложного не представляет, отлично справляются и дети.
Время прохождения – не более 5 минут.
Велоориентирование (часть 3)
После технического этапа отметился в БЛ. Текущее время – 20:07:18. Переоделся во всё сухое и отправился в сторону КП34 (дерево на краю леса).
Найти его не удалось. В соответствии с легендой КП находится на высоте 5 метром, но в легенду не смотрел.
Пошёл сильный дождь, решил больше КП не искать, поехал в БЛ.
В БЛ не отмечался, сдал чип волонтёру. ПГ для меня закончилась.
Итого за этап собрано 0 КП. Время на этап – 1:05:34, трек.
Итого
Сводка по времени нахождения на этапе, расстоянии, потраченном времени, количестве КП, финальный трек.
Этап | Расстояние, км | Время на этап, мин. | Количество КП, шт. |
1. велоориентирование (часть 1) | 30 | 2:14:31 | 5 |
2. треккинг-квест | 6,8 | 1:10:54 | 2 |
3. велолегенда | 17,4 | 1:19:02 | 4 |
4. велоориентирование (Литовский лес) | 4,8 | 0:45:30 | 3 |
5. велоориентирование (часть 2) | 18,7 | 1:49:12 | 2 |
6. бег и сплав на камере | 6 | 1:40:25 | 1 |
7. технический этап | — | 0:05:00 | — |
8. велоориентирование (часть 3) | 12,2 | 1:05:34 | 0 |
На ПГ провёл 10:59:40 (~ 50 минут потрачено на переупаковки рюкзаков, планирование, переодевание), собрал 17 КП. Немного. То, что хотел получил – опыт.
Заметки для себя на будущее:
- перед стартом в основной карте отметить точки, которых нет в легенде;
- сфотографировать карту, легенду (на случай потери);
- запомнить «стоимость» КП, последовательность этапов;
- защитным кремом обрабатывать не только лицо и руки, но и ноги;
- не забывать ручку и (или) карандаш;
- в населённых пунктах пополнять запасы воды;
- трек на этап строить на смартфоне (на всю ПГ нет смысла), потом сбрасывать в навигатор;
- если трек строить в навигаторе, то проверять установленный профиль;
- удобнее при переносе мест с карты в навигатор зафиксировать расположение севера в навигаторе;
- на этапах, предусматривающих переход с велосипеда на бег вещи оставлять на ПС, брать с собой только самое необходимое (ручка, вода, питание, карты, навигатор);
- брать с собой съемный держатель заднего переключателя скоростей (петух) и выжимку цепи;
- приезжать на место старта c палаткой (лучше электричкой) за ранее (лучше накануне вечера/ночи);
- брать с собой несколько комплектов одежды, обуви (рюкзак для дороги к старту ~ 50 л.);
- 12 часов ПГ мало, по возможности ориентироваться на 24 (отдыхать так отдыхать);
- быть готовым на дистанции к мощному дождю (брать с собой лёгкий тент);
- после финиша домой лучше не торопиться, в идеале сон и питание в БЛ.
Спасибо организаторам, волонтёрам и спонсору ПГ (туристический магазин – travers.by) за запоминающуюся и атмосферную ПГ.
P.S. Ещё отчёты – Полина Мария и Костина Виктория (ВЕЛО-20), Сыроваткин Максим (СОЛО-ПРО-12), Логвинович Витольд (СОЛО-ВЕЛО-6), Медведев Кирилл (ЛПРО-12), Вита Кукобникова (ЛВЕЛО-6), Пухаева Светлана (ЛТРЕК-12), Лагутко Антонина (ЛПРО-12), Дешко Екатерина (ПРО-24).
P.P.S. Фото – Горбацевич Александр, Томашёв Алексей, Карачун Дмитрий, Павел Куск, Малиновский Дмитрий.